Даже на обычной дороге никто из водителей не застрахован от неприятностей, а что уж говорить, если поездка осуществляется в гололед при сильной метели и плохой видимости… И если в кювете оказалась простая легковая машина, то вытащить ее можно с помощью трактора из ближайшего села или благодаря помощи какого-нибудь проезжающего джипа. А что делать, если на дороге занесло огромную фуру, груженую тоннами товара? Тут не обойтись без мастеров и без работы службы эвакуации автомобилей. О том, как проходят будни таких специалистов, и будет наш репортаж.
Звонок раздался около 8 утра: «Груженая фура перевернулась на трассе M1, выехать мы должны в течение получаса. Если есть желание, можете поехать с нами. Для этого будьте на нашей базе не позже, чем через 30 минут», - говорит голос по ту сторону.
Быстро собрались, и вот уже в указанные сроки стоим, ждем товарищей где-то под Минском, на специальной стоянке компании. Здесь уже находится несколько единиц спецтехники, видимо, некоторые здесь на ремонте, некоторые прибыли после выполнения эвакуации.
Встречаемся с директором компании, Игорем Алексеевичем. Он сообщает нам, что нас сейчас подберет грузовичок желтого цвета в сопровождении с КрАЗом – настоящей легендой фирмы.
Видим подъезжающий транспорт, садимся в автомобиль. Водителя зовут Дмитрий, рядом с ним помощник Максим. Все готово к началу пути и мы все вместе выдвигаемся к указанному по телефонному вызову месту аварии.
По предварительным данным, на трассе M2 перевернулась немецкая фура с 20-тонным грузом. Задача специалистов – поднятие грузовика на колеса, взятие на буксир и перевозка на ближайший таможенный склад, где таможенники уже будут решать вопрос с документами и дальнейшей судьбой груза. Вроде бы, ситуация вполне стандартная и не должна вызвать никаких осложнений. Но тут свою лепту в ситуацию внес водитель фуры: по его требованию, машину должны были поставить на колеса вместе с грузом, не выгружая его из полуприцепа.
Максим пояснил нам, что это не первый случай, когда владельцы фур просят поднимать машину, не выгружая груз. Это дешевле и быстрее, а также связано с тем, что многие товары опломбированы, и вскрытие пломбы повлечет за собой еще большую бумажную волокиту для перевозчика.
Работа службы эвакуации легче выполняется с выгруженной фурой, так как дополнительные два десятка тонн будут постоянно тянуть машину вниз, есть вероятность разрыва троса и прочих неприятностей в рабочем процессе.
«Но, что ж поделать, клиент всегда прав, поэтому зачастую приходится подстраиваться под его условия. Мы, конечно, попытаемся переубедить владельца фуры, но, как показывает практика, это бесполезно», - со вздохом подытоживает Максим.
Путь ждал нас не такой уж и короткий, поэтому Дмитрий, будучи за рулем, успел рассказать нам о своей работе в службе эвакуации ЧУП "Аирсервис". Оказывается, этому делу он посвятил уже 19 лет своей жизни. Свою карьеру в компании Дима начал еще в 18 лет. За все время удалось спасти немало грузовиков и прочих автомобилей, но до сих пор он не перестает удивляться тому, какие ситуации иногда случаются на наших дорогах.
«Вообще, работа здесь не такая уж и скучная. Мы и по странам успеваем путешествовать в рамках рабочего процесса. Часто выезжаем в Европу. Самой дальней поездкой на моей памяти была дорога в Челябинск. Там застрял один из наших сотрудников на служебном автомобиле. Наши страховщики быстро посчитали, что лучше привезти машину в Беларусь и произвести ремонт здесь, нежели чиниться там, в России. Ехали долго. Всего 5,000 км туда и обратно. Много новых впечатлений получил, было что рассказать и на работе, и дома потом. Также отправляют нередко в Европу на несколько дней или даже неделю. Так и выходит, что, будучи на работе уже почти 20 лет, я объездил с десяток стран», - повествует не без удовольствия нам Дмитрий.
Во время длительных командировок парням приходится ночевать прямо в машине. И если летом это не катастрофично, то зимой приходится несладко. Благо, спасают теплые спальники, которые выдала компания. Конечно же, есть еще современная отопительная система в машине, но ее нельзя держать включенной несколько часов подряд, точнее, не рекомендуется.
Грузовой эвакуатор Scania 113 весит 18 тонн. А требуется поднятие грузовика, который весит в два раза больше. Но это, оказывается, не предел. Однажды Максим и Дмитрий участвовали в спасении гусеничного трактора из болотной местности. Вес экскаватора был более 40 тонн, причем и был он не в самом удобном для эвакуации положении – почти вертикально земле. Пришлось призвать на помощь военных и водолазов. Военные со своей техникой ничего не смогли сделать – порвали тросы и удалились, сказав, что это не в их силах.
«На нас тоже смотрели с некоторым недоверием. Люди не верили, что маленький эвакуатор сможет вытащить из болота огромную махину. Однако мы тогда справились, и это был один из самых запоминающихся для нас вызовов. Отдельное спасибо водолазам, без которых нам пришлось бы гораздо труднее. С их помощь удалось закрепить чалки», - рассказал нам Максим. По лицу парней было видно, что они гордятся той успешно выполненной работой.
Приезжаем на место аварии. Видим ужасную картину: огромная фура распласталась на земле, словно обездвиженный пораженный зверь. Оказалось, что груз все-таки нельзя освобождать из-за того, что внутри находится шпон, при снятии которого весь товар будет считать бракованным. Чтобы удобнее было ухватиться за крепления фуры, эвакуатор спускается в кювет.
«Наша машинка уже не новая, поэтому можем себе позволить такой прием. На свежей спецтехнике такого бы не делали», - с ухмылкой комментирует Максим происходящее.
Перед началом движения у фуры снимают кардан, чтобы не повредить КПП. Тросы полностью в натяжке, но из-за мягкой земли не удается применить полную силу эвакуатора. Было решено использовать блоки, крепящиеся к цепям.
Поднятие грузовика, с защитой от падения в кювет, потребовало помощи еще одной машины. Поблизости не было никакой спецтехники, и только спустя час ожидания мимо проехал небольшой экскаватор. Мастера цепляют тросы за ковш и присоединяют к фуре. Все готово к поднятию.
Несколько плавных движений, чуть резкий рывок, и вот фура полностью встала на колеса. Нам, людям, не привыкшим к такому, это показалось настоящим увлекательным зрелищем. Теперь самое страшное позади и остается перевезти фуру на таможенный склад, а далее ждать дальнейшего решения всех контрольных органов.
Благодарим Максима и Дмитрия за тесное сотрудничество и увлекательные рассказы о работе службы эвакуации!